Ролевая модель Йохан Ренк

dazedandamazed
9 min readJan 21, 2021

--

Внезапно для себя осознала, что режиссёр, на мой взгляд, легендарного клипа The Knife — Pass This On, это ещё и режиссёр ухода Боуи, Чернобыля, Викингов, ну и, если вам этого мало – шведская поп-звезда.

Только вдумайтесь, чувак из этого видео (тот, что покрупнее) – серьёзный, достаточно дарковый, режиссёр. Давайте разбираться, как так получилось.

Йохан вырос в семье доктора и художников, отец преподавал в разных университетах, поэтому семья часто переезжала — из Упсалы в Майами, потом в Тромсё и Кувейт.

Я выработал огромное любопытство и культурную осознанность от этого опыта.

Йохан всегда интересовался фотографией. В возрасте 14 лет, он продавал лотерейные билеты в маленьком киоске, чтобы накопить достаточно денег на фотоаппарат Олимпус.

Создание изображений было всегда важно для меня.

Всё творчество требует научного мозга. В производстве кино, режиссёр буквально выполняет дюжину работ одновременно — психолог, родитель, фотограф, рассказчик, техник… Я не мог бы понять, как сделать крутой кадр, если бы не знал, как он делается на техническом уровне.

Молодой Йохан, студент экономического факультета, встречается с участницей Army Of Lovers, та знакомит его с музыкальным бизнесом. Йохан становится частью евродэнс-дуэта, а позже начинает собственный музыкальный проект.

Как раз таки этот клип из начала статьи стал первой режиссёрской работой Йохана. У него был опыт работы фотографом, видимо, какие-то подвязки со студиями, поэтому сильного труда снять себе первый клип не составило. Йохану 27, песня стала хитярой, ну а коллеги по цеху стали заказывать у Йохана новые клипы.

Он [клип] был таким странным, и маленьким, и простым. Я снял его, потому что никто больше не хотел это сделать за те деньги, поэтому я сказал “Да я лучше сам сделаю”. А потом мне стало вроде интересно.

Период 1993–2001 занят одновременно музыкой и клипами, видимо, для неизвестных современной аудитории, шведских исполнителей. Первые упоминания больших имён начинаются в 1999: Йохан снимает видеоклипы для Мадонны, Suede, All Saints.

Я начал делать их (клипы) для друзей, и обнаружил, что я любил это больше, чем музыку.

Хотя в интервью своей подруге Робин он рассказывает немного другую версию.

Робин: Я помню, ты как-то сказал мне, что ты считаешь музыку высочайшей формой искусства.

Йохан: Я до сих пор так думаю. Мне бы хотелось, чтобы я оказался действительно талантливым музыкантом, потому что тогда я бы этим занимался. Я чувствовал, что я могу написать неплохую песню, но это было большим напрягом. Это требовало много времени и усилий для меня, в то время как у многих моих сверстников и других людей, казалось, было более простое отношение с этим [написанием музыки]. Я глубоко люблю музыку, и до сих пор мечтаю, что однажды я напишу новые песни и запишу что-то – просто для себя, чтобы посмотреть, что произойдёт.

Последняя опубликованная музыкальная работа Стакка Бо вышла в 2001 и выглядела так:

Другие клипы для собственного проекта можно посмотреть здесь. Ну а в первых известных работах для других артистов начинают развиваться узнаваемые фишки: красотки в модных платьях, разрушение, улицы и роуд-муви. Работы заметно более мрачные, чем первые поп-хиты.

После коллабы с Мадонной, пришли клиенты вроде Nike, Armani и Fendi.

Когда мне начали поступать коммерческие предложения, реклама была хорошим способом платить за музыкальные клипы. Тебе приходится всегда вытаскивать из своего кармана, чтобы делать видео, поэтому с одной стороны, ты использовал рекламу чтобы заработать, но также мог объединить бюджеты рекламы и музыкального видео вместе, чтобы получить какие-то скидки на букирование команд для больше, чем одной работы. Так что это был хороший способ, чтобы всё получалось.

Я был нарасхват, и я решил использовать рекламу и музыкальные видео как школу кино, потому что я хотел делать драму.

Ну и началось… Кайли Миноуг, Робби Уильямса, Бейонсе, Bat for Lashes, New Order. Большинство этих работ сложно назвать прям авторскими, для меня самое интересное начинается, когда Йохан обращается к своей культуре, и коллаборирует с The Knife и Robyn.

Я могу преувеличивать, но кажется эта работа повлияла на многих режиссёров и стала прямо-таки штампом – от Литл Биг и Серёжи Мезенцева до Арианы Гранде – весь мир стал снимать клипы о сельских ДК и дискотеках, куда приходит странненький музыкант и исполняет своё творение.

Или вот совершенно замечательная работа с теми же ребятами, но в составе Fever Ray:

Женщина в костюме снежной королевы среди кудрявых коров и стогов сена.

В работе для Bat For Lashes снова появляются криповые костюмированные чуваки, замеченные ещё в работах 1999-го.

Ну и ещё даркуха появляется в других клипах, но я постараюсь удержаться от того, чтобы впихнуть их сюда все.

Параллельно Ренк продолжает снимать и поп. Вот например занятная история про второй клип для Мадонны. Встречается как-то Мадонна и другой режиссёр, договариваются о съёмках клипа и совершенно не сходятся в концепциях. Режик хочет снять полудокументальный лайфстайл, ну а Мадонна — чуть ли не Saturday Night Fever. Остается крайне мало времени до релиза, менеджеры Мадонны звонят Йохану и передают ему наброски певицы.

Мне даже немного понравилось, что у нас не было времени намудрить и быть слишком умными, мне нравится быть на острие и не знать, что мы делаем и почему. Просто разобраться с этим, быть в хаосе, понимаешь?

Весь клип Мадонна вывезти не могла — тогда она только восстанавливалась после восьми переломов, поэтому в клипе много музыкантов со всего мира, которых Ренк предложил объединить одним из своих любимых пропсов — музыкальным проигрывателем.

Угадайте, где клип Мадонны, а где – Pass This On

В работе для Ланы (и коллабы с H&M?) Йохан снова (немного) цитирует сам себя и конечно, мастера Дэвида Линча:

Здесь тоже не обходится без проигрывателя)

Я эскапист. Во всем, что я делаю, я просто пытаюсь избегать всего, что влечет за собой жизнь, и быть занятым эскапизмом, будь то сочинение музыки, постановка фильмов или съемка изображений.

В 2008-м году на «Сандэнсе» он показывает свой первый полный метр «Скачивая Нэнси» (Downloading Nancy). Затем получает предложения снять эпизоды сериалов «Ходячие мертвецы» и «Во все тяжкие».

В 2011 снимает фэшн-фильм Decadent Control, Versace, начинает работу над уже собственным мини-сериалом The Last Panthers.

Для сериала нужна была заставка, и Йохан рискнул написать Боуи.

I had no expectations of him even returning our approach

И конечно, как и в любой сказке об успехе, Боуи ответил. Спустя пару недель, чуваки уже тусили, обменивались идеями и созванивались в скайпе чтобы доделать проект.

В интервью Йохан забавно рассказывает, что вынужден был говорить Боуи и Висконти, что “гитара мне тут не очень заходит”.

I felt like a horrible person for sitting there and placing judgment on the creations of David Bowie…

Так был создан трек Blackstar, который стал и заставкой сериала, и одним из последних творений Дэвида.

Через пару недель Йохан получил звонок с предложением снять клип на 10-минутную версию “песни для титров”.

Я не снимал клипов долгое время, и совершенно потерял к ним интерес… Но в то же время нельзя просто сказать “нет” такому, по многим причинам.

Художники стали обмениваться идеями, Боуи присылал Йохану рисунки, Йохан — заметки, они искали изображения и постепенно пришли к фундаментальной идее фильма.

У нас было много похожих мыслей о том, как должно развиваться видео, и пока мы были в процессе, Боуи попросил созвониться по Скайпу. Я был где-то в Европе в то время, а он – в Нью Йорке. Он сказал

Слушай, мне надо сказать тебе это — я очень болен и я скорее всего умру.

По Скайпу. И я был очевидно совершенно шокирован, я не знал что сказать, или что сделать, ничего… Если честно, я думаю, что он хотел, чтобы это стало аспектом этого произведения, он хотел, чтобы я знал, что конец близок, и что видео обретёт в последствии другой смысл.

По другим работам режиссёра видно, что он всегда адаптировал собственный почерк под артиста, но в случае с работой с такой величиной, как Боуи, конечно, возникает вопрос – а что из этого можно вообще приписать Ренку?

Я думаю, он как любой любопытный человек заинтересован в процессе, а не в результате, так сказать, и очень открыт к тому, чтобы пробовать разные штуки… Любое произведение – это про рамки, структуру. Если ты даешь ему идею и говоришь “хэй, я думаю вот об этом” или “мы должны пойти сюда с этим”, он впитывал это, и присваивал это себе, делал это своим… В процессе мы много смеялись над общими вещами, нам нравились те же вещи в процессах.

Всегда есть другой взгляд, другой подход к вещами или что-то ещё, что заставляет тебя быть любопытным. Дэвид был такой “Да, давай, блять, попробуем это!”, в то время как много молодых артистов, с кем я работал ранее, думали, что только потому что они записали пару хитов, они будут вундеркиндами во всем. Они уверены, что их идеи лучшие, и, конечно, они никогда такими не были. Когда мы работали, Дэвиду было 68, и я уверен, что он как-то обладал этим чувством, что он слишком стар для определённостей, что он не уверен ни в чём.

Работы для Боуи стали последними (ну ок, ок, крайними) музыкальными клипами Ренка. С 2016 года начинается эра Ренка-короля стриминга.

Итак, у Ренка выходит мини-сериал про банду похитителей драгоценностей.

А затем три эпизода для сериала “Викинги”.

Меня тянет темнота, но не нигилизм, не безжалостность, а красота. Для того, чтобы что-то было красивым, у этого должен быть тёмный элемент, иначе это просто милое. Нужно находить слои под поверхностью, слабости персонажей, их недостатки. Вот тогда темнота начинает выходить.

Мои родители говорили, “Убедись, что ты нашел деятельность, которая тебя будет страстно увлекать. Всё, что я сделал, было интуитивным. Я просто шел за вещами, которые меня интересовали, не за славой или богатством, я искал процесс, в который мог погрузить себя и развиваться в нём.

В 2019 он снимает «Чернобыль» и получает Эмми. Интервью становятся более политизированными и глубокими.

Все, что я делаю отныне, должно иметь цель, — говорит он. — Стимулировать мыслительный процесс. Нести какой-то смысл. После такого опыта начинаешь читать сценарии другими глазами. Я режиссер-самоучка, и раньше меня больше занимало изучение телевидения как такового. Сейчас же мои мотивы как режиссера изменились.

Раньше, снимая фильмы, я развлекался, — говорит Ренк. — Нет, никакого легкомыслия не было, все было очень серьезно. Но вся эта серьезность касалась внешнего выражения. В том, что я делал, не было большого общего смысла, из фильмов нечего было вынести.

В интервью после выхода Чернобыля, Ренк рассказывает, что начал посещать курсы актерского мастерства. Он занимается в группе в импровизированном театре на Юнион-сквер в Манхэттене. Это помогает ему избавиться от тревожности.

Выталкиваешь себя на сцену, на всеобщее обозрение, приходится разрешить себе быть уродливым или глупым, и это дарит освобождение. Я ведь целыми днями общаюсь с актерами. Для меня важно понять, как они смотрят на мир. Для меня это стало откровением. Я многое знаю о фотографии, сценографии и архитектуре, но при общении с актерами у меня всегда было ощущение, что я говорю на своем языке, а они — на своем.

До новости про Кантемира Балагова Last Of Us должен был снимать тоже Ренк, но что-то пошло не так. В 2020 выходит работа для Bvlgari с Зендаей про пребытие во дворец роскошных и окруженных слухами девиц.

Для Шанель с Марион Котийяр, с танцами на луне, покрытой Глиттером.

Что-то мне подсказывает, что впереди Йохана ещё большой путь в кино и сериалах, но я спец именно по клипам и рекламе, поэтому не буду здесь вдаваться в разборы кинематографии. Просто мне было интересно узнать, как прошёл этот путь и получить подсказки для своего творчества. Надеюсь, вам тоже.

Источники:

--

--

dazedandamazed

энциклопедия лучших музыкальных клипов